В конечном результате важен конечный результат!

понедельник, февраля 27, 2006

Web 2.0 и бизнес

Нижеприведенный текст, является достаточно существенным отрывком из поста Рассела Битти (Russell Beattie), в котором он излагает свое виденение Web 2.0 - более коммерческое что-ли, чем мы привыкли видеть в Web 2.0.
Полностью текст я переводить не стал, ибо не имело смысла, так как та часть, которую я перевел отображае все видение автора. Да и то, перевод получился такой... эээ... вольный... :)

***

WTF 2.0

Наихудшей вещью во всей этой Web2.0 суете и очковтирательстве, можно назвать полную потерю бизнес-перспектив. Да, имеется несколько компаний, которые ориентировали свои сайты на прибыль, но большинство ведь прибывают в розовых очках, и полагают, что просто существование – это и есть бизнес. Ну конечно, эти ребятки думают, текущее положение дел является «Быстрой и беспроигрышной лотереей», а ведь за этим не скрывается вообще ничего, никаких реальных достижений.
Мда, я вот конечно перечитывал не раз «16 путей в Web 2.0» и никак не могу понять, почему нет ни одного пункта в этом списке о том, как делать деньги или упрочнять свой бизнес.
Вот интересно, какая часть из «Версии 2.0» так и не была позаимствована? Ведь все помнят мыльные пузыри и банкротства в «Версии 1.0»?
Давайте вернемся к истории (2004 год) концепции термина «Web 2.0» как таковой – засияли тогдашние примеры – Amazon.com и eBay. Тогда они только открыли свои «шкатулки с секретами» для разработчиков, предоставив им доступ к своим API, после чего деньги буквально посыпались на них. Вот в чем ключ: каждая транзакция через Amazon API оканчивалась небольшим отчислением. С eBay было тоже самое. Это было прозрачно и просто. Web 2.0 стала лишь платформой, а открываемые для разработчиков API стали реальным бизнесом.
Правда, с приходом Web 2.0 все же что-то изменилось. В частности изменился акцент с «делать» на «использовать». AJAX наступает, социальный софт и таггинг также не стоят на месте, RSS используется везде. Но на данном этапе все эти составные части лишь малая часть модели «бизнес». Эй, это я говорю о создании полезных и инновационных приложений для ваших пользователей, но если вы не останетесь в наваре, то и долго продолжать не сможете.
Так что же случилось?
Да, Flickr – в настоящий момент является самым успешным примером Web 2.0. Вы хоть помните, что Flickr имеет денежку с владельцев pro-акаунтов? А между прочим, фликровцы делали денежку на своем сайте с самого начала существования. Социальные инновации, такие как таггинг или блоггинг являются великолепным привлекающим маркетинговым моментом, ибо у людей не будет напряга с заказом pro-акаунтов или кликам по рекламе. И ведь в то время это не было еще социальным приложением, это было лишь «как мы можем сделать этот продукт привлекательным для пользователя и разработчика и поиметь с этого выручку». Или другими словами это начинание было чистой воды бизнесом.
Ладно, давайте взглянем на сайты, запущенные гораздо позже… чаты и IM уже у всех в головах. WTF – это бизнес? Различные картографические сервисы? WTF – это бизнес? Онлайн-календари и ajax-desktops? WTF – это бизнес? Да, эти сайты открывают свои API, добавляют какие-то штучки и примочки, но владельцы этих сайтов совершенно не думают о получении прибыли. Вот вы, к примеру, слышали что-нибудь о Microsoft Word Lesson? Нет? А это всего-навсего предшественник современного Word’а, и между прочим у этого предшественника была не такой уж и бедный функционал, во всяком случае и сейчас бы хватило за глаза. Мы все используем только 10% от того, что может приложение. Microsoft просто вынуждена вносить какие-то бонусы, ибо люди просто не станут обновлять свой софт. Вот это тот урок, который Web еще не прошел. Пока что мы видим только старт-апы, стартующие один за другим. Но разве миру необходимы все эти сайты? Пока мы получаем все новые и новые пути для достижения старых и занудных вещей. А это значит, что КПД таких приложений мал.
Но создай ты хоть что-то оригинальное и инновационное, и получите 10-кратное развитие. Вы можете создать новый сайт, заполнить его какими-то полезными вещами, чтобы пользователи стали довольны, и будьте сами хорошим сетянином и используйте максимально открытые стандарты, и если после всего этого пользователи не пополнят ваш кошелек моментами, то вы безнадежны…
Ну а если вы хотите создать заранее некоммерческий сервис, типа Wiki, то флаг вам в руки. Ну а если вы хотите поиметь наличность и заиметь офис где-нибудь в Пало-Альто, то берите хороших разработчиков, привлекайте множество пользователей и стимулируйте свой бизнес! И в какой-то момент вы создадите что-то, что принесет вам реальные деньги.
Нет, конечно, не каждая компания должна представлять из себя платформу. Делайте свое дело!

Комментариев нет: